- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и иные виды социальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Места осуществления образовательной деятельности
- План работы
- ТПМПК
- Экспериментальная площадка
- Музей педагогической славы
- Министерство просвещения РФ
- Интернет-портал РМЭ
- Министерство образования и науки РМЭ
- Образовательный портал РМЭ
- Муниципальное учреждение отдел образования г Волжск
- Электронная регистрация в ДОУ
- Администрация г. Волжск
- Российское образование. Федеральный портал
- Федеральный институт развития образования
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- Цифровое образование
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Федеральный центр ИОР
- Открытый класс
- Портал Я родитель
- Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
Проектирование развивающей предметно- пространственной среды группы в соответствии ФГОС
Выступление на республиканском семинаре «Актуальные проблемы развития дошкольных образовательных организаций в условиях перехода к ФГОС
Автор: Тарасова И. П., воспитатель 1 категории
Буклет
Презентация
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО и примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-пространственная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В каждой образовательной организации предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей.
Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др).
При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать стабильность и динамичность предметного окружения, обеспечить сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Необходимо уделять внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметно-пространственная среда должна отвечать:
- критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий
пребывания детей в образовательных организациях,
- санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организациях.
При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности: предметная -пространственная среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
При создании предметно-пространственной среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует формированию любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Поэтому мы стараемся строить среду так, чтобы эти потребности удовлетворять. В результате у каждого ребенка есть выбор: с кем? где? как? во что играть?
И стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя в группе хорошо и комфортно, поэтому одна из наших задач – создать для каждого ребенка разностороннюю среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.
Окружающая среда рассматривается нами как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
При проектировании предметно- пространственной среды учитывается принцип интеграции развивающих центров активности детей ,а также тематика недели.
Я представляю вам развивающую предметно-пространственную среду в средней группе по теме «Дом, в котором ты живешь».
Неоспоримое преимущество тематического подхода к организации воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста заключается в последовательности, систематичности возложения учебного материала.
Помещение группы разделено на несколько уголков, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
Поэтому в группе оформлен уголок речевого и математического развития. В своей работе мы используем дидактические и развивающее игры по данной теме, которые способствуют стимулированию познавательной активности детей, поиску нестандартных решений. Подобран наглядно-иллюстративный материал.
В речевом уголоке , где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобраны игры для совершенствования речевого дыхания, зрительной памяти и фонематического слуха, а также физкультминутки для занятий с учетом тематики занятий и ЗКР, картотека стихов.
По данной теме мы используем такие упражнения для артикуляционной гимнастики, как «ДОМ», «ЗАБОРЧИК», «ЛОПАТКА», «СТУПЕНЬКИ», «МАЛЯР», способствующие укреплению мышц лица, правильному произношению звуков.Такие физкультминутки как «Экскаватор», «Маляры», «Дом», «Инструменты».Выполняя эти игры и упражнения, мы решаем не только основные речевые задачи, но и закрепляем знания детей по данной теме и активизируем словарь.
Присутствие музейной педагогики в группе способствует познавательной и речевой активности. Наша группа называется «Солнечные лучики», поэтому в нашем мини- музее представлены разные предметы, которые светятся разноцветными лучами. От них идет не только яркий свет, как от солнечных лучей, но и тепло, как от весеннего солнышка. Все эти предметы очень хорошо подходят к теме недели, т. к. и можно использовать в интерьере дома.
Уголок науки или исследовательский уголок пользуется неизменной популярностью у детей. На полочке для детского исследования представлены самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т.д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это чрезвычайно интересует детей. Для развития познавательного интереса подобрана специальная детская познавательная литература. Составлена картотека опытов.
В уголке безопасности подобраны игры, раскраски, иллюстрации, книги, для знакомства детей со здоровым образом жизни, предупреждают их об опасности, с которыми дети могут встретиться дома.
Театр – очень важный объект в развивающей среде. Именно с него может начаться оснащение группы. Почему? Потому что, в первую очередь, нужно сплотить группу, объединить детей какой-то интересной идеей, новой деятельностью. Такой деятельностью может стать именно театр. В театре дети раскрываются, открывая неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые, становятся уверенными и активными. Те, кто без желания шел в детский сад, теперь с охотой может придти в группу. В театральном уголке есть маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый, настольный виды театра. Дети – большие артисты. Поэтому они с радостью участвуют в постановках в кукольных спектаклях, сценках на праздниках и досугах. Вместе с детьми мы подбираем виды театров для сказок, где упоминается строительство домов или используются дома в ходе сказки, такие как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка», «Кошкин дом».
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. При организации предметно-развивающей среды учитывается гендерное воспитание мальчиков и девочек.
Уголок безопасности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма интересен, в первую очередь, мальчикам. Здесь закрепляются основные знания правил дорожного движения. Для этого здесь подготовлены необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм: всевозможные транспортные игрушки, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, настольные и дидактические игры.
Строительный уголок хотя и сосредоточен в одном месте, но он мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки можно легко переместить в любое место. Содержимое строительного уголка – это разные виды строительного материала, конструкторы «Лего», которые развивают у детей конструктивные навыки, мелкую моторику, воображение. Отдельно хранится крупный и мелкий строительный материал. Содержание строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность большой группой детей, подгруппой и индивидуально, разместить строительство на ковре, либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, включая в часть других видов деятельности (в сюжетно-ролевые игры, в игру-драматизацию, в ручной труд).
Помня о том, какое место в жизни ребенка-дошкольника занимает игра, в групповом пространстве создана небольшая «Игротека», где размещены, так называемые, «тихие» игры. Здесь в индивидуальном порядке закреплять знания по все разделам программы, используя разные типы настольных игр: лото, домино, пазлы, логические ассоциации, кубики и проч. Дети, как правило, любят такие игры и с удовольствием объединяются небольшими подгруппами.
Благодаря «умным» играм, у детей развиваются многие психические качества: внимание, память, воображение, мышление.
Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков в нашей группе уделяем особое внимание. У нас оборудованы сюжетно-ролевые игры для мальчиков: «Шоферы», «Строители», «Юный автоинспектор», «Юный пожарный». А девочки с большим удовольствием играют в такие игры, как «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Все эти игры обеспечивают активизацию познания окружающего мира и успешную социализацию в нем, стимулируют коммуникативно-речевую, познавательную, эстетическую деятельность детей.
Следуя теме недели в сюжетно-ролевой игре «Семья», формируются представления детей о родственных отношениях в семье, профессиях взрослых, закрепляются знания о посуде, мебели, знакомимся с бытовой техникой, воспитываются доброжелательные, заботливые отношения между членами семьи. А в сюжетно- ролевой игре «Магазин» кроме продуктов продаются товары для ремонта дома( краска, обои ,клей, плитка и т. д.).
Для поддержки и развития у детей интереса к изобразительной деятельности в группе размещен уголок «Наши волшебные пальчики».Для него отведено самое светлое, хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки наполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей самые разные материалы: мелки, акварель, гуашь, сангина, фломастеры, цветные карандаши. В самостоятельной творческой деятельности дети используют раскраски, трафареты и шаблоны.
Уголок «Наши волшебные пальчики» совмещен с уголком сенсорного развития, Здесь собраны игры, направленные на сенсорное восприятие, развитие мелкой моторики, воображения, Это пирамидки, кубики с вкладышами, мозаика, шнуровки. А так же подобраны игры на распознавание звука, запаха, такие как «Определи на запах», «Найди одинаковый звук », что стимулирует познавательную активность детей.
Интерес к художественной литературе мы развиваем в уголке «Здравствуй, книжка». Здесь мы организуем выставку книг по данной теме, В долгие зимние вечера читаем детям их любимые сказки и рассказы. А при желании дети смогут посмотреть свои любимые мультфильмы.
В литературном уголке организовываем выставки литературы того или иного автора, особенно к юбилейным датам, проводим литературные викторины и конкурсы.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь формируются трудовые навыки по уходу за растительным миром, размещено оборудование для труда: лейки, опрыскиватели, тряпочки, рыхлители, совочки. Во время труда формируются основы безопасности, умение осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениями в трудовой деятельности других детей. С подгруппой детей проводим наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. Каждый год мы разводим в своей группе «Чудо-огород».
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
И цветы, и томат, урожаю каждый рад!
В нашей группе сложилась многолетняя традиция – в марте заниматься весенними посадками. Выращиваем, ухаживаем, наблюдаем за посадками с удовольствием, а иначе, и быть не может! За окном еще лежит снег, а в группе уже царит весна и радует нас первой зеленью. Что может быть вкуснее и полезнее зелени, выращенной своими руками!
Большой популярностью у детей пользуется уголок физического развития, поскольку реализуется потребность детей в двигательной активности. Здесь можно заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т.п. В этом уголке имеются разнообразные спортивные атрибуты: кегли, кольцеброс, скакалки, мячи разных размеров, мешочки, атрибуты для спортивных игр: баскетбол, хоккей, теннис. Увеличение двигательной активности благотворно скажется на физическом и умственном развитии, состоянии здоровья ребенка.
Все мы хотим сделать жизнь наших детей интересной, насыщенной, полной ярких красок, создать интерьер, уютный мир, неповторимый и притягательный.
Разнообразие дидактического и наглядного материала, использование эффективных методик помогает нам, воспитателям, успешно работать в системе развития у детей интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к самореализации. Конечно, до того уровня оснащения предметно – пространственной среды , которая предусматривают ФГОС нам еще далеко. Но мы стараемся, чтобы наша развивающая предметно- пространственная среда вызывала у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, обогащала их новыми знаниями и впечатлениями, побуждала к активной творческой деятельности.Создание такой содержательной предметной среды невозможно без взаимодействия с родителями, которые оказывают нам огромную помощь.
«Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно».
Комментарии |
|