- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и иные виды социальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Места осуществления образовательной деятельности
- План работы
- ТПМПК
- Экспериментальная площадка
- Музей педагогической славы
- Министерство просвещения РФ
- Интернет-портал РМЭ
- Министерство образования и науки РМЭ
- Образовательный портал РМЭ
- Муниципальное учреждение отдел образования г Волжск
- Электронная регистрация в ДОУ
- Администрация г. Волжск
- Российское образование. Федеральный портал
- Федеральный институт развития образования
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- Цифровое образование
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Федеральный центр ИОР
- Открытый класс
- Портал Я родитель
- Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
Интегрированный подход в управлении ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов
(Статья из сборника материалов XIX республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения: формирование компетентностной модели обучения в условиях введения ФГОС»)
Батова Валентина Александровна, заведующая ДОУ №4 г.Волжск
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.
Если мы будем следовать этому правилу, ребёнок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы!»
(Мария Монтессори)
В настоящее время современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью для его дальнейшего развития. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет (Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») вносят значительные коррективы в сложившуюся практику дошкольного образования и требуют повышения уровня ДОУ.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к организации и управлении.
Внедрение федеральных государственных требований – сложный системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы управленческой деятельности, требует максимальной поддержки и методического сопровождения педагогов, дает возможность реализации новых направлений в работе, предполагает поиск новых технологий и требует принятие новых управленческих решений.
Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества.
Система интегрированного управления ДОУ должна быть направлена на обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, создание условий, необходимых для реализации в образовательном процессе федеральных государственных требований (нормативно-правовых, информационных, организационно-методических), обеспечение мониторинга готовности ДОУ к работе в условиях ФГТ. Система интегрированного подхода управления ДОУ включает в себя взаимодействие медико-социальной, информационно-аналитической, методической, финансово-экономической, социально-психологической служб и социальное партнерство.
Существенный вклад вносит интегрированный подход в организации работы с воспитателями и детьми. Основными направлениями интегрированного подхода в работе с педагогическим коллективом является:
- повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование,
- саморазвитие через разные формы управленческой работы;
- обновление педагогического процесса в рамках инновационного режима;
- взаимодействие и интегрирование всех участников УВП;
- методическое обеспечение интегрированного подхода к организации
- педагогического процесса;
- поиск и реализация методов педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.
На сегодняшний день в нашем ДОУ продолжается работа по переходу на ФГТ:
1. Изучена нормативно-правовая база федерального, регионального, муниципального уровня, регламентирующего деятельность ДОУ;
2. Разработаны локальные акты Учреждения, которые регулируют деятельность детского сада в промежуточный период перехода на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы; 3. Разработана основная общеобразовательная программа на основе примерной программы дошкольного образования; 4. Создаются условия для реализации программы (кадровые и организационно-методические). Важным в современной системе воспитания и развития дошкольника является востребованность творческого, компетентного, способного к развитию личностного потенциала педагога.
В настоящее время педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в организации образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ), меняются и требования к профессионализму педагога.
Проведенный нами мониторинг профессиональной компетентности показал недостаточную готовность педагогов к обновлению содержания дошкольного образования, это связано с тем, что:
- 32% педагога не имеют квалификационной категории, стаж работы менее 5 лет, эти педагоги требуют особой методической поддержки;
- 26% педагогов имеют педагогический стаж свыше 25 лет, у них сложился определенный стиль деятельности, стереотипность в организации воспитательно-образовательного процесса им значительно труднее принимать новые требования, осваивать новые подходы;
- 4% низкая мотивационная готовность педагогов.
Учитывая все перечисленные проблемы, нами был разработан проект «Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику дошкольного образовательного учреждения» (http://nsportal.ru/batova) , где главной целью стала разработка Программы перехода на ФГТ, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.
В основу проекта положены:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- идеи теории мотивационного управления (И.К. Шалаева, М.М. Поташника), деятельностного подхода в образовательном процессе, основы саморазвития личности (Т.И. Шамовой и П.И. Третьякова), а именно:
- мотивированности самообразования педагогов;
- повышения профессиональной компетентности в условиях практико- ориентированной деятельности;
- рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности.
Программа перехода ДОУ на ФГТ состоит из трех разделов:
1. Информационная поддержка педагогов ДОУ.
2. Поддержка формирования и развития кадрового потенциала.
3. Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГТ.
Содержание Программы поможет педагогам:
- Переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования
- Овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно ориентированный подход.
- Проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГТ в ДОУ.
- Выбрать программы, учебно-дидактические пособия.
- Расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:
- Мастер-классы «Интегрированный подход к организации образовательного процесса».
- Обучающие семинары: «Проектный метод в реализации ФГТ», «Современные педагогические технологии в воспитательно- образовательном процессе ДОУ».
- Семинары-практикумы «Выполнение ФГТ в реализации образовательной программы ДОУ».
- Постоянно действующий семинар для педагогов « Внедрение ФГТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ».
- Методические объединения «Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы образовательных областей», «Структура комплексно-тематического планирования и др.
В детском саду действует система повышения квалификации через работу творческой группы, созданной с целью повышения профессиональных качеств воспитателей, активного влияния на внедрение в практику работы ДОУ инновационных технологий. Педагоги нашего дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления подходов к воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками, активно занимаемся поиском и внедрением инновационных, современных технологий и различных форм организации, осуществляется разработка комплексно-тематического планирования во всех возрастных группах и группах коррекционной направленности.
Эффективным в управлении инновационной деятельностью стали МО по возрастным группам и работа творческой группы по приоритетным направлениям детского сада. Включение большинства педагогов в организационно-методическую работу дает возможность успешному выполнению поставленных задач и становится главной целью управления, которую решает руководитель – формирование коллектива, способного эффективно осуществлять поставленные цели. Формируется благоприятный психологический микроклимат в коллективе, обеспечивающий положительный настрой педагогов, рост их творческой активности.
В ходе инновационной управленческой деятельности педагоги стали проявлять методическую активность, увеличилось число педагогов, использующих в своей работе инновационные технологии, участвующих в презентации собственного опыта в мероприятиях различного уровня:
На межрегиональном уровне:
«Внедрение вариативных форм дошкольного образования» в рамках семинара современные модели муниципальной системы дошкольного образования.
На муниципальном уровне:
- «Интегрированный подход в оздоровлении дошкольников в условиях внедрения ФГТ»;
- Просмотр и анализ непосредственной образовательной деятельности в реализации образовательной области «Познание» в старшей группе «Эти полезные витамины»;
- Презентация опыта работы – «Организация предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГТ»;
- Мастер-класс «Использование игровых ситуаций в организации совместной деятельности взрослого с детьми младшего возраста».
Публикация в сборнике материалов XVII - XVIII научно-практической конференции (по итогам НИР МИО)/
На электронных сетевых ресурсах:
http://nsportal.ru/ , http://www.MAAAM.RU/, http://www.proshkolu.ru/.
Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная деятельность. Стимулирование деятельности педагогов в новых условиях — важный мотивационный фактор, стимулируем продуманную творческую деятельность каждого педагога и всего коллектива в целом. Благодаря этому узнаются особенности своего коллектива в целом и возможности каждого: кто хочет и может работать творчески, трудится увлеченно и эффективно; кто работает добросовестно, но испытывает затруднения; у кого в повседневной работе, к сожалению, присутствуют элементы формализма.
Таким образом, система интегрированного подхода в управлении ДОУ эффективно повышает потенциал дошкольного учреждения и обеспечивает реализацию важнейших ценностей ДОУ:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и сотрудников, - повышение качества учебно-воспитательного процесса, обеспечение социализации дошкольников,
- создание благоприятных условий для профессионального и творческого роста сотрудников,
- повышение конкурентной способности дошкольного учреждения;
Что позволяет руководителям эффективно управлять образовательными учреждениями в обновленной системе дошкольного образования.
Библиографический список
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года)
2. Методические рекомендации МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Российская газета от 21 ноября 2011 г.
4. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами. Управление ДОУ. 2010. № 3
5. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. К. Ю. Белая. - М.: Педагогика, 1989.
6 Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дошкольное воспитание. 2010. № 5
7. Л.Д. Морозова педагогическое проектирование в ДОУ: то теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ»
8. Пашкевич Т.Д. Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. Управление ДОУ.2010. № 3
9.Поташник М. М. Профессиональное объединение педагогов: методические рекомендации / М. М. Поташник. – М.: Высш. шк., 1997.
10. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дошкольное воспитание. 2010. № 7
11.Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дошкольное воспитание. 2010. № 8
12. Третьяков П. И., Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – М.: «Новая школа», 2003.
13. Г. Яковлева Как оценить профессиональную компетентность педагога. Дошкольное воспитание. 2009. № 10
14. Г.В. Яковлева Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. Управление ДОУ. 2007. № 6
Комментарии |
|
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."
Обновлено (05.10.2015 18:42)